Выброс энергии — нормально для ребенка. Однако родители беспокоятся, когда эта энергия время от времени направляется на что-то еще, что начинает выглядеть как проблемы с концентрацией внимания. Тогда возникают мысли – как успокоить гиперактивного ребенка? это СДВГ? Нужна ли помощь специалиста? Мы постараемся найти ответ в этом тексте.
Что такое гиперактивность
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — состояние, при котором ребенку трудно удерживать внимание и сосредоточенность, он беспокоен и постоянно находится в движении. У детей с гиперактивностью также нарушается контроль над эмоциями, что приводит к вспышкам гнева и импульсивному поведению. Они могут казаться недисциплинированными и казаться грубыми. Такое поведение усиливает слишком сильное возбуждение нервной системы. Что можно сделать, чтобы успокоить малыша?
Простые упражнения
Упражнения на расслабление. Внедрение методов релаксации может помочь регулировать эмоции и снять напряжение. Примеры:
- брюшное дыхание,
- визуализация,
- постепенное расслабление всех мышц (сначала расслабляем ступни, потом икры, бедра и так до верхней части тела),
- прослушивание записей для детей, проводимых приятным голосом, мы находим в различных подкастах.
Деятельность, связанная с природой, может снизить уровень стресса и улучшить настроение наших детей. Вы можете организовать поездку в парк или лес или пикник на природе.
- Гиперактивным детям нужны четкие границы и структура. Настройка вашей рутины поможет улучшить ваше чувство безопасности и дать ему достаточно времени для отдыха, игр и учебы. Однако важно оставить немного места для гибкости и спонтанности. Иначе это будет сложно для нас и для них.
- Сенсорные игры, то есть стимулирующие чувства, такие как выдувание мыльных пузырей, рыться в песке или играть в воде, могут помочь ребенку успокоить нервную систему.
- Трудотерапия. В терапии ребенок может работать над развитием своих способностей в области искусства, музыки или движения.
- Прикосновение — один из самых важных способов наладить отношения между ребенком и опекуном. Теплые объятия помогут ребенку чувствовать себя в большей безопасности и расслабленности. Ощущение, что его любят и поддерживают его опекуны, успокаивает.
- Прослушивание музыки поддерживает расслабление, но также и сосредоточенность. Мы рекомендуем: классическую музыку, спокойную инструментальную музыку или звуки природы. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был доступ к любимой музыке, которая позволит ему расслабиться.
Как успокоить гиперактивного ребенка с помощью дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения. Изучение контроля дыхания поможет вашему ребенку снизить уровень стресса и улучшить самочувствие. Стоит научить их простым упражнениям, которые он сможет выполнять в стрессовых ситуациях, например, в школе или перед сном.
Вот пример того, как выполнять дыхательные упражнения с ребенком шаг за шагом:
- Выберите спокойное и тихое место, где вы сможете сосредоточиться без каких-либо отвлекающих факторов. Это может быть спальня, гостиная или другое место, где сыну/дочери комфортно.
- Садитесь поудобнее. Попросите ребенка сесть на стул или на пол в удобном положении. Это может быть по-турецки-важно, чтобы он чувствовал себя комфортно.
- Сосредоточьтесь на позе. Поощряйте их сидеть прямо, но без напряжения. Скажите ему, чтобы он не сутулился и старался держать спину прямо. Это поможет со свободным потоком воздуха.
- Мы начинаем дышать. Попросите его закрыть глаза или направить взгляд вниз, чтобы сосредоточиться на своем дыхании, чтобы он глубоко втягивал воздух через нос и выдыхал через рот. Можно сказать: «вдох-1, 2, 3… выдох – 1, 2, 3.»Вы также можете попросить их визуализировать, как воздух входит и выходит из их тела, например, как туман, облако.
- Продолжайте упражнение в течение нескольких минут, повторяя циклы глубокого вдоха и медленного выдоха. Вы также можете побудить ребенка сосредоточиться на ощущениях, связанных с дыханием, например, как воздух наполняет их легкие и как они сжимаются при выдохе.
- Вы также можете поэкспериментировать с различными дыхательными техниками, такими как брюшное дыхание, когда ребенок фокусируется на подъеме и опускании живота при каждом вдохе. Вы также можете включить мягкую фоновую музыку или расслабляющие звуки природы, чтобы создать спокойную атмосферу.
- Поощряйте ребенка регулярно практиковать это дыхательное упражнение, особенно в тот момент, когда он чувствует стресс, беспокойство или нуждается в моменте успокоения. Регулярная практика поможет ему со временем овладеть искусством успокоения с помощью дыхания.
Всегда ли стоит успокаивать гиперактивного ребенка?
Успокаивать гиперактивного ребенка в ситуациях, когда его поведение становится вредным для него или других, необходимо. Есть ситуации, когда ребенка нужно успокоить, например, когда он агрессивен, ведет себя вульгарно или решительно мешает учителям во время урока. В таких ситуациях успокоение ребенка необходимо для его же блага и для блага окружающих. Однако всегда стоит задуматься, в чем причина гиперактивности ребенка. Он часто может быть усталым, напряженным или просто нуждается во внимании.
Гиперактивный ребенок может испытывать трудности с концентрацией внимания, но у него также есть много положительных качеств, таких как, например, гиперактивность.
- Энергия: такие дети часто полны энергии и энтузиазма. Эта энергия может быть направлена на физическую активность, такую как спорт, или на другие области, требующие больших усилий.
- Творчество: уникальное мышление переводится в уникальное творчество. Они часто способны «мыслить нестандартно» и творчески подходить к различным задачам.
- Энтузиазм: они обычно проявляют большой энтузиазм. Когда что-то вызывает у них интерес, они могут заниматься этим с большой страстью.
- Адаптивность: из-за проблем, с которыми они сталкиваются, они часто демонстрируют способность быстро адаптироваться к новым ситуациям.
- Быстрое обучение: они могут усваивать новую информацию за удивительно короткое время, особенно если они заинтересованы в предмете.
- Настойчивость: они могут сосредоточиться на одной теме в течение длительных периодов времени, если она им интересна.
- Эмпатия: они часто чувствительны к эмоциям других, что может привести к развитию сильного сочувствия.
Важно, чтобы родители и учителя поддерживали их и позволяли им развивать эти хорошие стороны. Каждый маленький человек тоже индивидуален, и то, что работает для одного, не обязательно будет работать для другого.
Это уже СДВГ?
Есть три основные группы симптомов, которые предполагают, что у ребенка может быть СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Первые симптомы можно заметить у детей еще в младенчестве. Но сильнее всего они усиливаются в возрасте 6-9 лет, что совпадает с началом учебы в школе. Какие симптомы должны заставить нас обратиться к психологу?
- чрезмерная подвижность-ребенок не может сидеть на месте, он ерзает, он беспокойный и разговорчивый. Ему трудно поддерживать школьную дисциплину, на уроках он встает со скамейки, говорит без ответа, прерывает чужие высказывания. Он очень нетерпелив. На обращенное внимание он реагирует с трудом или совсем не реагирует. Он отключается только на очень короткий момент,
- трудности с концентрацией внимания-он не может сосредоточиться на занятиях, особенно на тех, которые немного утомляют его. Он выполняет задачи и обязанности небрежно, прерывает действия и переключает внимание на другие. Легко рассеивается под воздействием небольших раздражителей. Он часто теряет вещи и забывает,
- импульсивность-действие, не задумываясь и не предвидя последствий действия. Прерывание других, нетерпение. Ему трудно ждать своей очереди, он прерывает другие дискуссии или другие действия.